
Организатор
Организую Складчины
Команда форума
- Сообщения
- 602 921
- Реакции
- 12 981
- Монеты
- 325
- Оплачено
- 1
- Ссылка на картинку
Травма – феноменология
История вопроса, филогенетическая фантазия Фрейда. Семинар посвящен истории развития теории травмы в психоанализе, противостоянии двух близких фигур Фрейда и Ференци, филогенетических фантазиях Фрейда, оказавших значительное влияние на теории травмы.
На первой встрече курса мы рассмотрели понятие травмы в психоаналитическом и бытовом понимании.
Травма - это то, что сильнее и больше нас, то, что оставляет значительный негативный хвост переживаний, передается через поколения, оставляет после себя витиеватые симптомы.
Неприятные парадоксы травмы, которые изучает психоанализ:
"Я" субъекта не готово к переживанию того, что мы называем травмой.
Травма внезапна, не ожидаема и не прогнозируема, она неотвратима (с ней невозможно договориться), она разделяет жизнь субъекта на до и после. Травма вечна. Если вы переработали ее, то это уже не травма. "Эту игру придется доиграть до конца" (Jumanji).
Травма остается в психическом аппарате субъекта инкапсулированным и живым ядром, готовым воспламениться неожиданно, от случайно ассоциативного совпадения.
Бабочка - мотылек, летающая там и тогда может воззвать из зарытого в землю сундука. монстра из прошлого, где она тоже летала и билась в окно, когда что-то травматичное происходило с субъектом.
Травмы случаются с индивидуумами и с обществами (группами).
Части травмы, вероятно, останутся навсегда не переработанными, осколки разбившегося когда-то зеркала зла.
Групповой психический аппарат больше и вместительнее психического аппарат субъекта, следовательно, можно поместить свое не переработанное в психический аппарат своей группы.
Человеческая группа формируется вокруг пережитого опыта, большей частью травматического.
Сакральное - центр, вокруг которого кругами нанизывается психическое группы - память группы о себе самой. Сначала ставится жертвенник, потом храм, потом вокруг разрастается деревня и поселяются люди. Жертвенник ставится в воспоминание травматического опыта. Жертва и травма связаны.
Священное или сакральное - опыт переживания вне человеческих возможностей - непостижимое, громадное, оставляющее память в психике людей, неотвратимое и то, с чем невозможно договориться. Судьба, воля богов, рок.
Не травму ли называли божественным и сакральным, не травматический ли опыт лежит в корне человеческого переживания сакрального, священного?
И если так, то человеческая группа формируется и создает свой психический аппарат вокруг переживания травмы, имея в виду весь свой накопленный травматический опыт и попытки как-то с этим иметь дело.
Древнейший опыт переработки травматического опыта - древнегреческая трагедия, которая сама по себе и участие в ней являлось целительным актом для психики. Эдип Софокла - самая травматическая трагедия, это трагедия рока - о столкновении с неизбежностью.
На первой встрече курса мы рассмотрели работу, Шассге-Смиржель "Архаичная матрица Эдипа" - о склонности группы разыгрывать самый архаичный фантазм возвращения в материнское лоно на примере культуры утопий, превращающихся неминуемо в катастрофу, историю переживания большой немецкой группы вины в Холокосте (статья Шассге-Смиржель "Зеленый Театр"), придя к выводу, что в группе есть две культуры: культура к забыванию (сохранение статус-кво) и культура памяти (культура выздоровления), дискурс группы создается так, чтобы покрывать собой фантазм, прорывающийся к реализации.
На второй встрече курса мы рассмотрим историю вопроса травмы в психоанализе, имея в виду Фрейда и его филогенетическую фантазию. Травма вписана в теорию Фрейда о влечениях и устройстве психического аппарата. Фрейд расширяет вопрос травматического, от случившегося где-то там, вне субъекта, с субъектом до внутреннего и вечного, повторяющегося и являющегося путем субъекта, травмы как устройства психического аппарата.
Большая тема: Дискуссия Фрейда с Шандором Ференци и расхождения по вопросам травмы и дальнейший путь описания травмы в психоанализе.
Основные работы семинара:
История вопроса, филогенетическая фантазия Фрейда. Семинар посвящен истории развития теории травмы в психоанализе, противостоянии двух близких фигур Фрейда и Ференци, филогенетических фантазиях Фрейда, оказавших значительное влияние на теории травмы.
На первой встрече курса мы рассмотрели понятие травмы в психоаналитическом и бытовом понимании.
Травма - это то, что сильнее и больше нас, то, что оставляет значительный негативный хвост переживаний, передается через поколения, оставляет после себя витиеватые симптомы.
Неприятные парадоксы травмы, которые изучает психоанализ:
- травма повторяется: в сновидениях, в симптоматике, в отыгрываниях и жизненных сюжетах субъекта;
- повторения травматического не осознанны;
- даже после осознания не прекращаются.
"Я" субъекта не готово к переживанию того, что мы называем травмой.
Травма внезапна, не ожидаема и не прогнозируема, она неотвратима (с ней невозможно договориться), она разделяет жизнь субъекта на до и после. Травма вечна. Если вы переработали ее, то это уже не травма. "Эту игру придется доиграть до конца" (Jumanji).
Травма остается в психическом аппарате субъекта инкапсулированным и живым ядром, готовым воспламениться неожиданно, от случайно ассоциативного совпадения.
Бабочка - мотылек, летающая там и тогда может воззвать из зарытого в землю сундука. монстра из прошлого, где она тоже летала и билась в окно, когда что-то травматичное происходило с субъектом.
Травмы случаются с индивидуумами и с обществами (группами).
Части травмы, вероятно, останутся навсегда не переработанными, осколки разбившегося когда-то зеркала зла.
Групповой психический аппарат больше и вместительнее психического аппарат субъекта, следовательно, можно поместить свое не переработанное в психический аппарат своей группы.
Человеческая группа формируется вокруг пережитого опыта, большей частью травматического.
Сакральное - центр, вокруг которого кругами нанизывается психическое группы - память группы о себе самой. Сначала ставится жертвенник, потом храм, потом вокруг разрастается деревня и поселяются люди. Жертвенник ставится в воспоминание травматического опыта. Жертва и травма связаны.
Священное или сакральное - опыт переживания вне человеческих возможностей - непостижимое, громадное, оставляющее память в психике людей, неотвратимое и то, с чем невозможно договориться. Судьба, воля богов, рок.
Не травму ли называли божественным и сакральным, не травматический ли опыт лежит в корне человеческого переживания сакрального, священного?
И если так, то человеческая группа формируется и создает свой психический аппарат вокруг переживания травмы, имея в виду весь свой накопленный травматический опыт и попытки как-то с этим иметь дело.
Древнейший опыт переработки травматического опыта - древнегреческая трагедия, которая сама по себе и участие в ней являлось целительным актом для психики. Эдип Софокла - самая травматическая трагедия, это трагедия рока - о столкновении с неизбежностью.
На первой встрече курса мы рассмотрели работу, Шассге-Смиржель "Архаичная матрица Эдипа" - о склонности группы разыгрывать самый архаичный фантазм возвращения в материнское лоно на примере культуры утопий, превращающихся неминуемо в катастрофу, историю переживания большой немецкой группы вины в Холокосте (статья Шассге-Смиржель "Зеленый Театр"), придя к выводу, что в группе есть две культуры: культура к забыванию (сохранение статус-кво) и культура памяти (культура выздоровления), дискурс группы создается так, чтобы покрывать собой фантазм, прорывающийся к реализации.
На второй встрече курса мы рассмотрим историю вопроса травмы в психоанализе, имея в виду Фрейда и его филогенетическую фантазию. Травма вписана в теорию Фрейда о влечениях и устройстве психического аппарата. Фрейд расширяет вопрос травматического, от случившегося где-то там, вне субъекта, с субъектом до внутреннего и вечного, повторяющегося и являющегося путем субъекта, травмы как устройства психического аппарата.
Большая тема: Дискуссия Фрейда с Шандором Ференци и расхождения по вопросам травмы и дальнейший путь описания травмы в психоанализе.
Основные работы семинара:
- Влечение как травма и травма влечений (Автор ILSE GRUBRICH-SIMITIS);
- Группа: близость, переживание и кризис (Автор RENE KAES).
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть авторский контент.